Прогревочный провод для бетона
- 18 ноября 2020 13:08:55
Прогревочный провод предназначен для подогрева залитой в опалубку жидкой бетонной смеси в период ее схватывания и отвердевания. Он применяется на стройплощадках для бетонирования при нулевой или отрицательной температуре.
Без подогрева в зимнее время происходит лишь частичная гидратация бетонной смеси: она не затвердевает, а замерзает. При оттаивании резко снижаются прочностные характеристики железобетонной конструкции, что приводит к появлению в ней трещин и разрушению.
Во избежание подобного зимой перед заливкой бетонной смеси в опалубку укладывается электрический прогревочный провод. По окончании бетонирования на него подается электроток, нагревающий проводник и окружающую среду. Благодаря этому процесс гидратации нормализуется и протекает без нарушения технологии.
Виды прогревочных проводов и кабелей
Чаще всего для подогрева бетонной смеси применяется ПНСВ.
Аббревиатура расшифровывается так:
- П — провод;
- Н — нагревательный (прогревочный);
- С — стальной. Конструкцией предусмотрена одна жила диаметром от 1 до 4 мм с цинковым покрытием или без него;
- В — винил. Это обозначает, что в качестве электрической изоляции задействован поливинилхлорид (сокращенно — ПВХ).
Кроме ПНСВ, для этих целей используются следующие марки прогревочных проводов и кабелей:
- ПНСП — аналогичное изделие с полипропиленовой изоляцией, позволяющей повысить мощность нагрева;
- ПНБС — с оболочкой из кремнийорганической резины;
- ПНПЖ — с изоляцией из полиэтилена ВД;
- КДБС — аббревиатура расшифровывается как «кабель двухжильный, бетон, секционный». Изделие российского производства. Применяется для тех же целей, что и ПНСВ, но не требует сложных предварительных расчетов длины и наличия понижающего трансформатора. Его линейная мощность составляет 40 Вт/метр. Можно отрезать кабель любой длины, в зависимости от объема бетонной конструкции. Подключение — напрямую в сеть 220 V;
- ВЕТ — финский аналог отечественного кабеля КДБС с идентичными характеристиками;
- ПНВЖ и др.
Конструкция
Основу изделия составляет стальная жила, выполненная одной цельной проволокой круглого сечения. Из-за этого прогревочный провод относится к первому, самому низкому классу гибкости. Особенно это заметно при монтаже изделий большого диаметра.
Тем не менее характеристики гибкости у прогревочного провода неплохие. Например, при монтаже минимальный радиус изгиба кабеля составляет 5 его наружных диаметров.
Кроме стальной жилы, прогревочный провод марки ПНСВ имеет поливинилхлоридную изоляцию. Ее толщина зависит от диаметра проволоки и составляет 0,8-1 мм. ПВХ не теряет своих качеств при нагреве до +80 оС. При большей температуре начинается размягчение изоляции и нарушение ее структуры.
Цвет ПНСВ. Никаких особых требований к цветовому оформлению изделия не предъявляется. Обычно он поставляется в изоляции черного или темно-коричневого цвета.
Достоинства и недостатки прогревочного провода ПНСВ
Основные преимущества электротехнического изделия — простая конструкция и низкая себестоимость. В среднем его цена варьируется в пределах 1 рубля за погонный метр.
Кроме этого, ПНСВ устойчив к щелочным и кислотным средам. Это позволяет не опасаться взаимодействия материала прогревочного провода с присадками, добавляемыми в бетонную смесь.
Изделие имеет небольшой удельный вес, что облегчает его укладку и подключение. Например, 1 километр ПНСВ с жилой 1x1,2 весит всего 19 кг.
Прогревочный провод имеет два недостатка. Первый — необходимость расчетов длины и диаметра токоведущей жилы. Это можно легко и быстро сделать по специальным таблицам. Но разобраться в тонкостях и не допустить ошибки в расчетах может только специалист.
Второй недостаток ПНСВ — подключение через трансформатор, понижающий входное напряжение до 70 вольт. Данное оборудование стоит недешево. Приобрести его могут только строительные компании, занимающиеся круглогодичным бетонированием на профессиональной основе. Частным застройщикам придется брать его в аренду.
Особенности монтажа ПНСВ
Выбор размера токоведущей жилы прогревочного провода делаем в соответствии с технической картой. Как правило, это ПНСВ диаметром 1-4 мм. Если предстоит обогрев армированных конструкций, лучше использовать изделие с виниловым покрытием: ПВХ более прочный, чем полипропилен.
Монтаж прогревочного провода марки ПНСВ производится по следующему плану:
- расчет длины одного отреза электропровода. Вычисления производятся с учетом объема бетонной конструкции и прогнозируемой температуры воздуха. При выполнении расчетов нужно отталкиваться от того, что для нормального прогрева 1 м3 бетона нужно 1,5-2,5 кВт мощности кабеля;
- нарезка прогревочного провода сегментами равной (расчетной) длины. Последующее его скручивание в спирали диаметром 4-5 см для более удобного монтажа;
- укладка подготовленного прогревочного провода в опалубку. Производится после установки щитов и монтажа армирующих металлоконструкций, но до начала заливки жидкой бетонной смеси. При укладке прогревочного провода нужно соблюдать следующее правило: смежные витки не должны пересекаться или соприкасаться, минимально допустимое расстояние между ними — 15 мм;
- подключение уложенного электропровода к понижающему трансформатору (сокращенно — ПТ).
Электропитание оборудования производится от сети 380 вольт. Подключение прогревочного провода к ПТ выполняется по любой из двух схем: «звезда» или «треугольник».
Для подвода электропитания от понижающего трансформатора к выводам ПНСВ по воздуху нужно использовать обычный монтажный кабель большого сечения. Если для этих целей задействовать прогревочный провод, он быстро выйдет из строя.
Технология подогрева жидкого бетона с помощью ПНСВ
Понижающий трансформатор включается в начале процесса отвердевания залитой в опалубку бетонной смеси. Температура прогревочного провода регулируется путем увеличения/уменьшения напряжения на выходе вторичной обмотки ПТ.
Этапы прогрева жидкой бетонной смеси:
- начальный (разогрев). Длится не менее двух часов. За это время температура бетонной смеси должна подняться не выше +10 °С;
- промежуточный (нагрев по изотерме). Температура повышается до уровня +80 °C не быстрее, чем на 10 °C каждый час. По выходу на расчетный режим система может оставаться в нем некоторое время;
- завершающий (плавное остывание). На данном этапе осуществляется снижение температуры от уровня +80 °C до природных значений окружающей среды. Плавное остывание производится со скоростью не выше 5 °C в час.
В зависимости от объема бетонной конструкции ее прогрев может выполняться от нескольких часов до трех суток. Не рекомендуется продолжать работу прогревочным кабелем после того, как бетон наберет 50 % прочности.
Другие статьи раздела